Всемирного Наследия Юнеско Считался
Трудно найти вторую такую личность, как Шах-Аббас I. Он был поистине величайшим правителем династии Сефевидов (1501-1736) и оставил после себя поразительное культурное наследие, которое по сей день восхищает жителей Ирана и многочисленных путешественников. Шах-Аббас I властвовал в Персии в XVII веке, в то время когда страна переживала настоящее культурное перерождение. И в этой статье мы рассмотрим огромное архитектурное наследие, которое появилось за годы прославленного и в то же время сурового правления шаха.
Изображение шаха Аббаса I на ковре / instagram.com
Со времен революции 1979-го года, страна, когда-то вызывающая как страх, так и восхищение в Европе, стала изолированной практически от всего мира, а жители столкнулись с недопониманием и стереотипами. Все это стало причиной долгих лет пренебрежительного отношения к необыкновенной и интригующей архитектуре Ирана. XVII век был одним из величайших периодов за всю историю Ирана, и поэтому, изучив наследие, которое подарил стране Шах-Аббас I, можно понять политическую, экономическую и религиозную роль Персии в масштабах мировой истории.
Гравюра с изображением Шаха Аббаса I / wikipedia.org
Будущий правитель Персии родился в 1571 году, когда страна страдала от нашествий Османской империи. Шах-Аббас I был настоящим знатоком военного дела, который спас Персию от краха, создал процветающие города, активно приглашал христиан в свою страну и начал торговлю с Европой, продемонстрировав толерантность и искусность ведения дипломатии. Но в то же время он настолько боялся потерять трон, что даже страдал от паранойи, из-за чего убил одного из своих сыновей и ослепил остальных.
После кончины старшего брата Аббас в 1588 году вступил на трон, и за последующий 41 год стал настоящим приверженцем персидской культуры и цивилизации. Новый шах не только укреплял военную и экономическую составляющую страны, но и не забывал об идеологии и искусстве.
Вид на Исфахан / instagram.com
В 1598 году Шах-Аббас перенес столицу из Казвина в Исфахан, что стало главным событием в его правлении. Исфахан — шумный гигант, хранящий многочисленные парки, сады, базары, потрясающий музей археологических сокровищ и другие достопримечательности, которые не оставят равнодушными даже самых искушенных путешественников. В 1937 году Роберт Байрон в своей книге «Дорога в Оксиану» описал Исфахан как «город, который, как и Афины или Рим, заставляют посмотреть на человечество совершенно по-иному». Увидев исторический центр Исфахана, тяжело поспорить с известным персидским выражением XVI века — «Esfahan nesf-e jahan» (Исфахан — это половина мира).